Земство и общечеловеческие ценностиЗемство и общечеловеческие ценности
главнаясодержаниегалереяавторылитератураотзывыпоискссылки

IV ГЛАВА. ЗЕМСТВО И ЕГО РОЛЬ В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ ДЛЯ СЕЛЬСКИХ НАЧАЛЬНЫХ ШКОЛ НОВГОРОДСКОЙ ГУБЕРНИИ

ОТКРЫТИЕ В НОВГОРОДЕ МУЖСКОЙ УЧИТЕЛЬСКОЙ СЕМИНАРИИ

Несмотря на прилагаемые усилия, образовательный уровень учителей земских школ губернии оставлял желать лучшего. В 1901 году в земских школах губернии работало 629 учителей. Специальное образование в объеме учительской школы, семинарии и учительского института имели 243 человека (38,6%). С общим образованием, полученным в средних учебных заведениях, насчитывалось 68 человек (10,8%). Остальные 317 человек (50,4%) имели низшее образование, чьи знания ограничивались только объемом начальной школы.

Учитывая данную ситуацию, а также “феминизацию” педагогических кадров, губернское земство в 1901 году принимает решение об открытии в Новгороде мужской земской учительской семинарии с тремя основными классами. С 1910 года семинария стала четырехклассной. Увеличение периода обучения на один год давало возможность углубить и расширить программу преподавания отдельных дисциплин и повысить качество подготовки будущих учителей.

В структуру учительской семинарии входило одноклассное образцовое училище, преобразованное в 1909 году в двухклассное. На его базе осуществлялась практическая и психолого-педагогическая подготовка учащихся к работе в начальной школе.

Семинария находилась в земском имении Григорово, при сельце Яковлеве, и размещалась в специально построенных зданиях, а также в трех помещениях, переданных ей после закрытия сельскохозяйственной школы. Кроме учебных классов в этих зданиях находилось общежитие на 120 мест, столовая, прачечная, квартиры для преподавателей, библиотека, столярная мастерская и метеорологическая станция.

Здесь, в основном, обучались дети крестьян. В 1913 – 1914 учебном году из 122 учащихся – 104 являлись представителями крестьянского сословия. Стипендиатов губернского земства, включая именные стипендии П. Столыпина, Н. Некрасова, кн.П. Голицына и др., было 110, остальные являлись стипендиатами уездных земств. Содержание учащегося обходилось земству в 120-130 рублей в год.

Состав учителей земских школ в начале XX века пополнялся главным образом выпускниками учительских семинарий. В 1914-1915 учебном году в земских школах губернии было около 1770 учителей, в том числе 415 мужчин, 359 из которых окончили учительские семинарии. Значительным был вклад в решение этой проблемы и Новгородской мужской земской учительской семинарии, которая ежегодно выпускала из своих стен 25-30 человек. Среди же учительниц преобладающую массу составляли выпускницы женских гимназий и институтов (из 1355 – 692 человека), затем окончившие епархиальные училища, учительские семинарии и педагогические курсы. В 1901 году специальное и среднее образование имели 49,4% земских учителей губернии, в 1915 – свыше 70%. При этом по всем категориям школ женщины-учителя имели образовательный ценз выше, чем мужчины, соответственно 76,4% и 66%.

Успех в реализации программы учебно-воспитательной работы и укреплении материальной базы семинарии во многом зависел от целенаправленной совместной работы попечительского и педагогического советов и их состава. В попечительский совет входили, как правило, председатель губернской земской управы, представители губернского учительского совета, директор народных училищ и директор семинарии. Попечительский совет на своих заседаниях избирал председателя совета, своего представителя в педагогический совет семинарии, рассматривал смету расходов на очередной учебный год, заслушивал отчеты о состоянии учебно-воспитательной работы и другие вопросы. В состав педагогического совета входили директор семинарии, все ее преподаватели, а также представитель попечительского совета, как правило, директор народных училищ губернии. На его заседаниях рассматривались проблемы образования и воспитания учащихся.

назадвверхдальше
© Дизайн. Олег Морозов, 1999